Личный максимум Максима Аверина
Замечательный артист и без меры обаятельный мужчина Максим Аверин
приехал в Казань на церемонию закрытия VI Казанского международного
фестиваля мусульманского кино. Немногие знают, что Максим дебютировал на
сцене еще в шестилетнем возрасте, когда снялся в эпизоде фильма
«Похождения Невзорова». С тех пор жизнь Аверина без сцены стала
невозможной… С актером встретилась ведущая рубрики «Культурный диалог»
Динара Камалеева.
Динара Камалеева:
Максим, как, на ваш взгляд, в наше время артисту необходимо
соответствовать вызову современности? Какие необходимо соблюдать
условия, чтобы быть востребованным и на экране, и на сцене?
Максим Аверин:
Для того чтобы адекватно
соответствовать времени, надо обращать внимание на то, что делают твои
коллеги. Не совсем правильно, когда люди застывают в своем искусстве,
стараются его не расплескать… Наоборот, надо наблюдать, что происходит в мире, границы сейчас открыты, очень много новых талантов появилось. Cебя я обычно не смотрю – зачем, я ведь
там и так снимаюсь! Есть такие съемочные площадки, на которых
безоговорочно доверяешь мастеру, где ты, скорее, ученик на площадке.
Поэтому я больше люблю со стариками работать – у них можно многому научиться.
Динара Камалеева:
По-моему,
замечательно, когда на площадке есть место актерской импровизации. Она
позволяет артисту раскрыться наиболее полно и обрести «своего» зрителя. Привносите ли вы что-нибудь новое на съемку?
Максим Аверин:
Обязательно!
Творчество в том и заключается, я не собираюсь сидеть на штампах.
Какие-то вещи я уже умею делать, хочется чего-то нового. Даже для того же «Глухаря» я придумал другого человека – продумал,
что он носит, какую музыку он слушает, куда ходит, с кем общается. Мне
не нравится сегодняшняя мода, когда артист этого не играет, того не
играет. Это большое заблуждение, потому что основа профессии артиста –
это перевоплощение. Кстати, я никогда в жизни не думал, что буду играть
милиционера. Но когда я прочитал сценарий, то увидел живого человека –
не какого-нибудь Джеймса Бонда, а нормального парня из соседней квартиры.
Динара Камалеева: Часто
бывает так, что актер, много снимающийся в кино, автоматически
переносит свою популярность и на театральную сцену – зрители начинают
ходить в театр именно «на своего» артиста. Вы играли множество
репертуарных театральных спектаклей, пройдя актерский путь от ролей
второго плана до центральных ролей в самых успешных постановках. Как вы
считаете, повлияла ли ваша популярность в кинематографе на театральный
успех?
Максим Аверин: Это очень индивидуально – кто-то приходит ради самого спектакля, кто-то хочет увидеть любимого артиста. Что
касается меня, то я не очень люблю антрепризы на спектаклях, когда
собираются несколько актеров и начинают заниматься эдаким
самолюбованием, происходит своеобразная проверка рейтингов. Нет, это не
плохие артисты – все хорошие и творческие люди. Но давайте будем
считать, что я очень консервативный в этом плане артист. И редко играю
антрепризу.
Динара Камалеева: Не секрет, что профессия
актера обывателям кажется сказочной – популярность, успех,
благосостояние, внимание прессы, любовь публики. Есть ли какие-нибудь
минусы в актерской профессии?
Максим Аверин: Это очень зависимая профессия.
Ты можешь никогда не сыграть того, кого хотел бы. Я, может быть, уже
несколько лет сотрясаю воздух, но Бог меня услышит – очень хочу сыграть
Маяковского, это моя мечта. Некоторые люди говорят, что я себя
растрачиваю, снимаясь в сериале, – я так не считаю. Артист, если он
хороший, постоянно открывает в себе что-то новое. Вот почему я не люблю
компьютерные экшены типа «Аватара» – да, в мировом кинематографе это
событие, которое невозможно не оценить. Но, честно говоря, меня оно
совсем не трогает. Если до меня хотят донести какую-то мысль, то это
есть в любом фильме. Я не люблю мрачное кино, где все плохо, ужасно, все
разваливается.
Динара Камалеева: Талант – это не единственное
условие для успеха, надо прилагать силы, постоянно трудиться и
самосовершенствоваться. Только сочетание всех этих усилий принесет
желаемый результат…
Максим Аверин: Совершенно верно, артист должен много работать и уметь видеть многое вокруг себя. У музыканта – гаммы, у художника – рисунки,
у балетного артиста – станок. Какие упражнения у артиста? Смотреть,
читать, бередить свои маховики души. Тогда он сможет работать. Недавно я
был во Владивостоке и зашел в театральную академию: увидел множество
замечательных молодых людей, у которых в глазах горит огонь. Когда этот
огонь погаснет – все закончится. Важно оказаться в хороших руках хороших
режиссеров. Шанс дается каждому человеку, и актерская профессия –
абсолютный шанс, который надо увидеть, быть к нему готовым и удержать. А
молодые оканчивают институт и думают: «Все, сейчас весь мир упадет к
моим ногам». А мир не падает: надо вкалывать и доказывать каждый день,
что ты не зря пришел в эту профессию. Очень много появилось людей,
которые профессию позорят. Не потому, что в сериалах снимаются – артисту
вообще должно быть все равно, где он снимается, – а потому, что не
каждый день звонит Никита Сергеевич Михалков. Так что же, не работать?
Динара Камалеева: Я очень часто слышу от
актеров, что им интересно было бы попробовать себя в режиссуре. С чем
это связано – слишком большой накапливается багаж?
Максим Аверин:
Именно потому, что есть что сказать. Опыт, который в тебе прорастает,
требует большего применения. Я понял, что могу больше и хочу снимать
так, как хотелось бы, чтобы со мной работали. Хочется какого-то новогосвоего звучания. Я очень люблю учиться, мне нравится это состояние.
Динара Камалеева: Максим, есть ли у вас способности, о которых мы не знаем?
Максим Аверин: Я каждый раз на новой работе и
неожиданно для себя открываю совершенно новые качества. Этот год у меня
вообще проходит под эгидой новых открытий. Событий много: я сейчас
снимаюсь в фильме, в моем сольном концерте есть несколько номеров, в
которых я пою. Этого я от себя не ожидал. Возможно, благодаря телеканалу
НТВ я еще и танцевать буду.
Динара Камалеева: Всевозможные рейтинги
свидетельствут о том, что роли в сериале «Глухарь» автоматически сделала
вас секс-символом. Как это повлияло на вашу жизнь?
Максим Аверин:
Я cерьезно не отношусь к этому. Приятно, но не более того. Я настолько себя чувствую мужчиной, что все эти секс-рейтинги –
для продюсеров. Для меня самый лучший рейтинг – когда я выхожу на улицу
и вижу, что люди мне улыбаются. И я их люблю и знаю, что они хотят.
Люди соскучились по теплоте, в это время экран несет героев, от которых
ничего не исходит. Да, можно быть секс-символом, но если нет энергии и
харизмы, то зачем это звание?
Динара Камалеева: Является ли сегодняшний
российский кинематограф одним из инструментов по формированию ценностных
ориентиров в обществе, как это было в советское время?
Максим Аверин: Мы cейчас как раз наблюдаем
возрождение этого явления. Далеко не пойду – могу показать это на
собcтвенном примере. Шестнадцатилетние подростки пишут мне: «Я посмотрел
сериал и пойду учиться на следователя». Пятидесятилетние пишут:
«Спасибо, ты вернул мне веру в свою профессию…» Все не так плохо. Люди
радуются, улыбаются, как, например, на вашем фестивале, – уже подарок. Если
сегодня хоть кто-то в зрительном зале улыбнулся над глупостью, которую я
ляпнул, – уже хорошо, день не зря прожит. Иногда я так устаю, что
думаю: «Все – сейчас не смогу выйти, упаду». Вышел на сцену – и раз, как
проснулся! Я понимаю, что иду к своему зрителю, и он не должен видеть,
что я устал. Когда журналисты просят рассказать меня что-нибудь
плохое о своей жизни, я отказываюсь – зачем это? У всех и так полно
неприятностей, зачем кому-то еще и мои? Хотя чаще бывает так: случилась
какая-то ерунда – все загрустили, заплакали, какие мы несчастные… В этих
случаях я рекомендую смотреть паралимпийские игры – люди, обделенные
здоровьем, живут на полную катушку. Они стремятся, ставят рекорды,
совершают поступки. Поэтому прошу: не гневите Бога!
Динара Камалеева: Максим, не могу удержаться от вопроса про наш город. Что скажете про фестиваль, про Казань?
Максим Аверин: Очень красивый и чистый город,
великолепно подсвеченный. Cюда хочется приехать еще раз! Ваш
кинофестиваль – замечательный. Прекрасно, что есть национальное кино,
это продолжение своей культуры, которая теряется во многих городах. Нет,
я не против небоскребов, но атмосфера города должна сохраняться. А еще я
буду долго вспоминать радостные лица людей. Казань, cпасибо за теплый
прием! |