Главная » Статьи » Пресса » 2010-й год

"A'Propos", декабрь 2010
"A'Propos", декабрь 2010

Максим Аверин. «Я живу в ожидании сюрпризов»

Этой осенью Петербург стал свидетелем очень важного события в жизни Максима Аверина – состоялась премьера первого в его жизни творческого вечера. С Питером у Аверина давние и особые отношения, он – без ума от Города, а петербургская публика всегда рада видеть его на берегах Невы – с гастролями его родного театра «Сатирикон», которые уже не раз проходили в Петербурге, с антрепризными спектаклями, с новым для него форматом творческого вечера.

Всероссийская популярность артиста в качестве главного милиционера современного телеэфира не наложила ни малейшего отпечатка на его отношение к работе – буквально маниакальный трудоголизм и постоянный критический взгляд на свое творчество. Аверин – из тех артистов, у которых, похоже, врожденный иммунитет к звездной болезни, он охотно общается как с журналистами, так и с поклонниками своего творчества, не допуская, впрочем, ни тех, ни других, в свое личное пространство – и это на фоне обложек, пестрящих всевозможными «звездными откровениями», не может не вызывать уважения.

У тебя довольно плотно в последнее время проходят гастроли в Петербурге. Питерский зритель отличается от привычного московского?
Знаешь, Питер для меня вообще особый город. У меня постоянное ощущение, как будто я опускаюсь на дно души своей. Мне здесь всегда как-то особенно – не могу сказать, хорошо или плохо – именно особенно. И это ощущение у меня с самого детства, с первой улицы, которую я узнал в Петербурге – это улица Марата, меня с этим городом многое связывает – и какие-то романтические истории, и съемки, и спектакли, гастроли. И с «первой ласточкой» своего творческого вечера – так получилось – я поехал именно в Петербург.

Творческий вечер – это новый для тебя формат. Что ты показываешь зрителю?
Вечер предполагает фрагменты из фильмов, отрывки из спектаклей, живое общение с залом. Обязательно стихи – то избранное, что я на сегодняшний день чувствую, понимаю, ощущаю, люблю. Не хочется читать что-то хрестоматийное – мне хотелось, чтобы прозвучало то, что на сегодняшний день, как мне кажется, определяет меня. То же и с отрывками из спектаклей – например, я читаю отрывок из спектакля «Портрет» по Гоголю – на мой взгляд, очень важный фрагмент про самопознание художника. Обязательно должно быть живое общение с залом, когда зритель сможет задать мне любой вопрос. И я всегда надеюсь, что этот вопрос будет интересным и для меня тоже. То есть не о том, «как проходят съемки» и «будет ли продолжение «Глухаря»» – а о том, чего я жду в будущем, что меня интересует, что я хочу нового познать в профессии, вопросы о каких-то житейских делах – вот это важно для меня! Такие встречи нужны в первую очередь для того, чтобы я мог узнать своего зрителя и понять, что он ждет от меня.

То есть, в какой-то момент приходит осознание того, что пора, что уже можешь один держать зал?
На самом деле, я каждый раз безумно волнуюсь, потому что нельзя ничего прогнозировать. Поэтому и невозможна ситуация, в которой я бы успокоился, понял, что всем все нравится, и начал устраивать «чес» с концертами по стране. Дело не в этом, просто я знаю – мне есть, что сказать моему зрителю.

Насколько тебе нравится твой нынешний актерский и человеческий возраст?
Очень нравится! Я чувствую себя в нем невероятно комфортно! И чем дальше, тем больше начинаю задумываться над тем, каким же будет новый виток. Потому что наступает момент, когда нужно переходить в какое-то новое качество, искать новую роль.

В твою творческую биографию постепенно начали входить так называемые возрастные роли.
Я считаю это неким знаком моего перехода во взрослую актерскую жизнь. Хотя характерность мне нравилась всегда – мне интересно придумывать персонажа, а сколько ему лет, это уже неважно. Если есть «начинка», если он написан интересно – значит, есть, что играть, тогда все остальное приходит само собой. К тому же, чем больше ролей, которых ты не ждешь, тем больше ты же открываешь себя с неизведанных сторон.

Опыт, приобретаемый с новыми работами, как-то отражается на тех ролях, которые ты уже играешь не первый год?
Новая роль – это всегда выход на новый этап, а все новое тебя обогащает. Тем более что роль в текущем репертуаре находится в состоянии непрерывного развития, премьера – это только начало работы, которая продолжается практически все время существования спектакля. Например, спектакль «Король Лир» в моем театре «Сатирикон» развивается до сих пор – многое меняет сам режиссер Юрий Бутусов, да и мы сами постоянно в поиске, поэтому и наши роли обогащаются новыми красками.

Согласен ли ты с тем, что театр не позволяет растерять мастерство, но не кормит, а кормит телевидение и кино?
Я эту тему для себя раз и навсегда закрыл. Никогда не ходил, не плакался, не просил повышения зарплаты – я принимаю условия, по которым живу. Театр никогда не был средством обогащения. Всегда, и в советское время тоже, артисты жили за счет «халтур», кино и всего остального. Я это для себя понял и примирился с этим. Но вообще, это, конечно, ужасно, что артисты получают мало. Мне-то легко рассуждать – человеку, который уже получает хорошие гонорары, востребован и приглашаем. Есть актеры, которые не на виду, не на слуху, нуждаются. Но наша профессия – как, впрочем, и любая другая – по-своему жестока.

Как ты относишься к критике? Стоит ли обращать внимание на все, что пишут в прессе?
Самый лучший критик для меня – это я сам, я всегда знаю, что хорошо сделал, а что плохо. Критика же, которая существует на сегодняшний момент в прессе… я считаю, что у многих из этих журналистов, как у врачей, нужно брать клятву Гиппократа: «не навреди!». Зачастую просто невозможно читать то хамство, которое публикуется. Я в какой-то момент просто перестал обращать внимание на критику, потому что, если я буду относиться к ней серьезно, это во мне породит много комплексов. Очень хороший критик – это зрители. Попробуй, обмани их и купи их сердца – это невозможно! А мнение конкретного человека, который, наверное, в прошлом хотел быть артистом, но не получилось, и он, как это часто бывает, ушел в критику – это просто мнение, оно субъективно. Я не должен всем нравиться. Но я за критику честную, а не за пересказ содержания пьесы и личностного отношения к тому или иному актеру.

Ты уже почувствовал на себе «обратную сторону» всероссийской популярности?
Обратная сторона – это нормально, ведь за все надо платить. Стараюсь подходить к этому с умом. Я не пускаю никого в свою личную жизнь, интервью – это не исповедь. Считаю, что нужно уважать свою публику, а не подогревать ее интерес жгучими перчинками – это в первую очередь некрасиво по отношению к людям, с которыми ты был. Вообще не понимаю таких вещей, когда, например, про известного человека какие-то откровения рассказывает человек не публичный, неизвестный. Надо уважать успех другого, а не завидовать! Невозможно за счет кого-то сделать свою карьеру. Мне неловко за тех людей, которые пишут по поводу личностных историй. Я перестаю верить в серьезность их чувств.

Ты всегда охотно общаешься с поклонниками – где та грань, переход которой в этом общении для тебя недопустим?
Есть интересные люди, которые лучше критиков рассуждают о спектаклях – с ними мне интересно общаться. Но есть территория, в которую я вообще никого не пускаю, потому что у меня должно быть свое личное пространство. А поскольку человек я достаточно свободолюбивый, то не терплю, когда на мою свободу кто-то посягает. Слава богу, публика у меня хорошая и интересуется, в основном, моим творчеством.

Как ты выдерживаешь жизнь и работу в таком диком ритме?
Для меня хорошая работа – это уже наслаждение и отдых. Поэтому стараюсь окружить себя такими людьми и такой работой, в которой я бы их получал. Команда – это великая вещь! Я прихожу в театр – вижу своих партнеров, потрясающих людей – и релаксирую. Я бы не смог существовать в другом театре. Поэтому стараюсь не играть в антрепризах – очень сложно найти свою команду. Мне не нужна с партнером по сцене близкая дружба – мне нужно хорошее партнерство.

Знаю, что у тебя есть некая традиция празднования Нового года. Куда собираешься в этом году?
Этого я не скажу! Совершенно точно одно – поеду туда, где тепло. Это уже многолетняя традиция – на Новый Год мы большой компанией всегда ездим в теплые края. Праздник этот для меня с самого детства остается чем-то очень светлым, когда особенно живешь надеждой, загадываешь какие-то желания и веришь, что они обязательно сбудутся! Это прекрасно, когда у людей есть желания!

А сам какие желания будешь загадывать в новогоднюю ночь? Чего-то нового, каких-то кардинальных перемен, может быть?
Я бы не стал так уж масштабно по этому поводу рассуждать, мне просто хочется, чтобы год был интересным, ярким и насыщенным. А поскольку это еще и мой год Кота – мне бы хотелось, чтобы он принес мне новые сюрпризы. Мне нравится жить в ожидании сюрпризов!

Что бы ты пожелал своему любимому городу и нашим читателям в Новом году?
Своему любимому Петербургу я желаю одного – тепла и солнца! (смеется)

Чем ты нас удивишь в Новом году?
У меня будет очень интересная премьера в «Сатириконе» – следите за рекламой, как говорится! Плюс будет еще одна премьера, где я немного изменю театру… Да и творческий вечер, можно сказать, каждый раз в какой-то степени будет премьерным – ведь его программа будет постоянно меняться в зависимости от географии моих перемещений, надо просто почувствовать зал и понять, чего хочет зритель.
Категория: 2010-й год | Добавил: slavdey (11.10.2012)
Просмотров: 154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
                                               
                                                                                                        Copyright MyCorp © 2017 | Сделать бесплатный сайт с uCoz